Мария Магдалина в опере Иисус Христос Суперзвезда

Мария Магдалина

Мария Магдалина является одной из главных героинь оперы "Иисус Христос Суперзвезда". Впервые она появляется в третьей части "Что происходит?".

Авторы оперы изменили образ этой женщины, сделав его совершенно не похожим на историческую личность Марии Магдалины, о которой мы знаем из Евангелий.

Впрочем, это относится не только к Марии Магдалине. Образ Иисуса Христа в этой опере тоже был очень сильно изменен, ему авторы приписали черты, прямо противоположные тому, что мы знаем о настоящем Иисусе Христе из Евангелий и других исторических источников древности.

Образ Марии Магдалины в опере

В этом произведении Мария Магдалина изображена проституткой, с которой у главного героя завязываются близкие отношения. Она гладит и целует его, уговаривает расслабиться на эту ночь.[1] А он говорит ей:

«О, это приятно, так приятно.
Мария, это так хорошо …
Она единственная, кто пытается дать мне то,
В чем я действительно нуждаюсь сейчас».[2]

Видя это, даже Иуда возмущен тем, что главный герой допускает такое. Он говорит, что это никак не вяжется с тем, чему учил Иисус. Но в ответ он слышит:

«Кто ты такой, чтобы критиковать…
Она теперь со мной.
Если ты сам без греха, то можешь бросать камни».[2]

Позже, в арии Марии Магдалины она поет:

«Он мужчина, он просто мужчина,
И у меня было так много-много мужчин раньше.
Он просто еще один. …
Я так хочу его,
Я так люблю его».[2]

Историчность этого эпизода оперы

Ни в Евангелиях ни в других исторических документах нет ничего подобного, этот сюжет был полностью придуман авторами оперы. Иисус Христос не только учил людей как нужно жить, но Он и сам жил согласно Своему учению. У него никогда не было близких отношений ни с Марией Магдалиной ни с кем-либо другим из женщин, потому что Он не был женат. У него была особая миссия на Земле, и женитьба просто не входила в его планы.

Иисус учил, что близкие отношения между мужчиной и женщиной созданы Богом для брака. И если подобные отношения происходят вне брака или до брака, то это грех, потому что это разрушает брак (настоящий или будующий). Более того, под близкими отношениями Он имел ввиду не только физическую близость, но и то, что происходит в мыслях человека. Иисус говорил об этом так:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».[3]

Да, это довольно высокий моральный стандарт, и можно смело сказать, что большинство из нас в той или иной степени грешны в этом вопросе перед Богом. Но Иисус Христос не сделал никакого греха.[4] Он пришел на Землю для того, чтобы научить нас жить, чтобы мы могли быть по-настоящему счастливы как в личной так и в семейной жизни. Затем Христос взял наши грехи на Себя и умер за них на кресте, чтобы таким образом искупить наши грехи и дать нам возможность получить прощение и новую жизнь с Ним.

Но, возвращаясь к обсуждению оперы, невольно возникает вопрос: Почему же авторы этого произведения приписали личности Иисуса Христа такие черты, которые прямо противоположны тому, кем он на самом деле является? Было ли это просто попыткой дискредитировать Иисуса Христа или у них были другие цели?

Смешивание вымышленного и исторического образов Марии Магдалины

Самым настораживающим фактом является то, что у многих слушателей этой оперы создается впечатление, будто Иисус Христос на самом деле был таким, каким он изображен в этом произведении. Это происходит главным образом потому, что ко всем вымышленным эпизодам оперы авторы добавили некоторые детали, содержащиеся в Евангелиях. И если человек не знает достаточно хорошо содержание Евангелий, то он с легкостью может подумать, что сюжет оперы основан на них.

К примеру, в упомянутом выше эпизоде оперы с Марией Магдалиной есть некоторые делали, которые были взяты из Евангелия. Вот как там описывается событие, произошедшее в городе Вифания за несколько дней до распятия Христа:

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».[5]

Эта история имеет некоторые общие детали с оперой "Иисус Христос Суперзвезда", но суть ее совершенно отличается от того, что представлено в опере. В Евангелии Иисус говорит о том, что помазание миррой предвозвестило его приближающуюся смерть и погребение. В опере же из этого эпизода были созданы воображаемые романтические отношения.

Хотя, из Евангелия известно, что это вообще не была Мария Магдалина, это была другая женщина, известная как Мария сестра Марфы и Лазаря. Но, ни Мария Магдалина, ни эта другая женщина по имени Мария, не были проститутками, как это изображено в опере. Здесь авторы видимо вспомнили другое событие, произошедшее с Иисусом намного раньше и в совершенно другом городе.

Там женщина, которая была проституткой, пришла к Иисусу с раскаянием в своих грехах, и, плача у ног Его, она начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром[6] Иисус, видя ее искреннее раскаяние, сказал ей: Прощаются тебе грехи. Вера твоя спасла тебя, иди с миром.[6]

То, что эта женщина тоже помазала ноги Иисуса миррой, дало повод авторам оперы объединить эти два совершенно разных события в один эпизод. Хотя на самом деле помазание миррой использовалось довольно часто в те времена, как в качестве ароматных духов так и в различных ритуальных целях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Иисус был помазан миррой по меньшей мере дважды.

Более того, слова главного героя Если ты сам без греха, то можешь бросать камни взяты из еще одного события из жизни Иисуса. Это третье событие тоже произошло задолго до распятия Христа. Там к Иисусу привели женщину, которая по закону того времени должна была быть осуждена на смерть через побитие камнями.

Когда у Иисуса спросили, что Он думает по этому поводу, то Он ответил: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.[7] Никто из присутствующих не осмелился это сделать, потому что каждый из них, будучи осуждаем своей совестью, понимал, что он тоже очень грешен перед Богом. В результате, все они постепенно разошлись и женщина осталась жива.

Таким образом, все эти три события из жизни Иисуса, в которых принимали участие три разных женщины, были объединены в опере в один эпизод. Затем авторы добавили к этому эпизоду еще и воображаемые близкие отношения между главным героем и женщиной. А женщину они почему-то назвали Марией Магдалиной, несмотря на то, что реальная Мария Магдалина не участвовала ни в одном из этих трех событий.[8]

Такая "смесь событий" могла бы напомнить хорошее русское блюдо "винегрет", но в данном случае эта смесь не так уж хороша. Дело в том, что, чтобы при прослушивании оперы все это заметить, нужно хорошо знать события из жизни Иисуса Христа, записанные в Евангелиях. Иначе, довольно легко можно оказаться обманутым, думая, что эта опера правдоподобно изображает личность Христа, основываясь на Евангелиях.

Текст

Ниже приводится дословный перевод оригинального текста двух частей оперы, в которых принимает участие Мария Магдалина. Этот перевод предназначен не для исполнения оперы, а для точного понимания ее оригинального смысла. Как говорилось выше, образ Христа в этом эпизоде настолько искажен, что можно смело сказать, что реальный Иисус Христос не имеет ничего общего с главным героем этой оперы, поэтому последнего мы будем просто называть Суперзвезда.

Что происходит?

АПОСТОЛЫ:
Что происходит? Скажи нам, что происходит.

СУПЕРЗВЕЗДА:
Зачем вам это знать?
Не заботитесь ли вы таким образом о будущем?
Не пытаетесь ли вы думать наперед?
Оставьте же завтрашний день на завтра,
И думайте о сегодняшнем дне вместо этого.

АПОСТОЛЫ:
Что происходит? Скажи нам, что происходит.

СУПЕРЗВЕЗДА:
Я мог бы предоставить вам факты и цифры,
Я мог бы составить для вас план и прогноз,
И даже сказать вам куда я направляюсь.

АПОСТОЛЫ:
Когда будет наш въезд в Иерусалим?

СУПЕРЗВЕЗДА:
Зачем вам это знать?
Почему вы так одержимы борьбой
С временами и судьбами, которым вы не можете сопротивляться?
Если бы вы знали куда мы направляемся,
Вы бы понимали это еще меньше меня.
(Смотрите комментарий к этому сюжету в статье Краткое содержание оперы.)

АПОСТОЛЫ:
Что происходит? Скажи нам, что происходит.

МАРИЯ МАГДАЛИНА:
Позволь мне попробовать немного охладить твое лицо.

СУПЕРЗВЕЗДА:
О, это приятно, так приятно…
Мария, это так хорошо.
Пока вы за ужином болтаете:
"Где и когда и кто и как",
Она единственная, кто попыталась дать мне то,
В чем я действительно нуждаюсь здесь и сейчас

АПОСТОЛЫ:
Что происходит? Скажи нам, что происходит.

Странно и непонятно

ИУДА:
Мне кажется это странным и непонятным,
Что такой человек как ты может растрачивать свое время на таких женщин как она.
Да, я понимаю, что она доставляет развлечение,
Но позволять ей гладить тебя, целовать твои волосы - это никак на тебя не похоже.

Не то, что бы я был против ее профессии,
Но она не совсем соответствует тому, чему ты учишь и что говоришь.
Это никак не поможет нам, если ты непоследователен.
Им нужен всего лишь небольшой предлог, чтобы избавиться от всех нас.

СУПЕРЗВЕЗДА:
Кто ты такой, чтобы критиковать ее?
Кто ты такой, чтобы призирать ее?
Оставь ее, оставь ее, оставь ее в покое.
Оставь ее, оставь ее, она теперь со мной.
Если ты сам без греха, то можешь бросать камни,
Если же нет, тогда оставь ее в покое.

Я удивлен, что такие люди как вы могут быть столь недалекими, глупыми и отсталыми.
Ни одному из вас нет дела до меня.

ВСЕ (кроме Суперзвезды и Иуды):
Нет, ты неправ, ты очень неправ!
Как ты можешь так говорить?
Как ты можешь так говорить!?

СУПЕРЗВЕЗДА:
Ни одному, ни одному из вас!


Список литературы:

  • [1] Это видно из слов "гладить тебя, целовать" в разделе "Странно и непонятно" и слов "расслабся, ни о чем не думай этой ночью" в разделе "Все хорошо", известном как Колыбельная Магдалины.
  • [2] Здесь и в других цитатах приводится дословный перевод c оригинала Jesus Christ Superstar.
  • [3] Евангелие от Матфея 5:27-28
  • [4] 1-Петра 2:22
  • [5] Евангелие от Иоанна 12:3-8
  • [6] Евангелие от Луки 7:38,48,50
  • [7] Евангелие от Иоанна 8:7
  • [8] Евангелие от Луки 8:1-2, здесь Мария Магдалина представлена как новый персонаж, отличающийся от того, что было описано ранее, в конце главы 7.